«Итоги и оценка политической деятельности Ворошилова»
После войны Ворошилов почти полностью отошел от военных дел. Как член Политбюро и Бюро Совета Министров СССР он получил новое поручение – возглавил различные управления по культуре. Надо сказать, что Ворошилов иногда «курировал» культуру и до войны. Он, например, вел переписку с Репиным. Сталин очень хотел, чтобы великий русский художник вернулся в СССР. Давние дружеские отношения связывали Ворошилова с художником Налбандяном. Ворошилов же (вместе с Молотовым) осматривал скульптуру «Рабочий и колхозница» перед тем, как Сталин осмотрел и одобрил ее. Писатель А.Рекемчук так рассказывает об этом:
«Молотов и Ворошилов остановились, не дойдя полусотни шагов до статуи.
– Ну, как? – спросил Молотов. – На свежий взгляд?
Ворошилов смотрел, запрокинув голову.
– Что молчишь? – обеспокоился Молотов. – Неужели не нравится?
– Нравиться-то нравится…
– Так что же?
– Первый раз в жизни вижу, чтобы рабочий держал молот в левой руке.
Председатель Совнаркома вдруг оживился, стекла его пенсне засверкали:
– А может быть, он левша? Ты Лескова читал?
– Ладно, - кивнул Ворошилов. Но тотчас, оглянувшись, строго спросил Мухину: – Почему у девушки мешки под глазами? Нельзя ли убрать?
– Хорошо, уберу, - пообещала Вера Игнатьевна.
Климент Ефремович, наклоняясь к самому уху Молотова, сказал что-то. Подав знак, чтобы все оставались на месте, они вдвоем обошли изваяние кругом, бдительно вглядываясь в складки шарфа и отметенной ветром юбки (был донос, что в складках просматривается бородатое лицо).
Но при всем тщании нельзя было увидеть того, чего не было и не могло быть.
Они вернулись.
– Что хорошо, то хорошо, - заключил процедуру осмотра Молотов.
А Ворошилов впервые улыбнулся:
– Что здорово, то здорово!
Они направились к машинам, ждавшим у ворот»[20].
И вот теперь Ворошилов был поставлен во главе Бюро культуры при Совете Министров СССР. В ведении этого Бюро находились деятельность театров страны, Комитета по делам кинематографии, книгоиздательское дело. В служебном кабинете Ворошилова в Кремле теперь можно было встретить не генералов, а режиссеров, директоров крупных издательств, некоторых артистов. Конечно, основные вопросы культуры решались и ныне помимо Ворошилова. Так, например, ни один кинофильм не выходил на экраны страны без предварительного просмотра самим Сталиным. Однажды режиссер М.И.Ромм долго беседовал с Ворошиловым о создании документальных фильмов к 10-летию битвы под Москвой. Вместе с тем ощущалось, что Ворошилов находится при культуре, а не во главе ее, он просто опасался что-нибудь решать самостоятельно, хотя и был членом Политбюро. «Чувствую, что старею и глупею», - сказал в конце беседы Ворошилов.
[1] Энциклопедический словарь Гранат. 7-е изд. Т. 41. Ч. 1. Приложение. Стлб. 96.
[2] Цит. по: Парийский В., Жаворонков Г. В немилость впавший…// Советская культура. 1989. 23 февр.
[3] Ленинский сб. Т. 37. С. 138, 139.
[4] См.: Старов Н. Первая шашка Республики // Известия. 1988. 15 авг.
[5] Цит. по: Чистяков Б. Наркомвоенмор номер три // Смена (Ленинград). 1989. 19 февр.
[6] Ворошилов К.Е. Статьи и речи. М., 1937. С. 174-175.
[7] Сталин: Сборник статей к 50-летию со дня рождения. М.; Л., 1929. С. 57.
[8] Ворошилов К.Е. Сталин и Вооруженные Силы СССР. М., 1951. С. 66.
[9] Цит. по: Чистяков Б. Наркомвоенмор номер три // Смена (Ленинград). 1989. 19 февр.
[10] Цит. по: Ненароков А. Броня и кони // Московские новости. 1988. 3 апр.
[11] Цит. по: Чистяков Б. Наркомвоенмор номер три // Смена (Ленинград). 1989. 19 февр.
[12] Цит. по: Анфилов В. Самые тяжкие годы // Литературная газета. 1989. 22 марта.
[13] Цит. по: Анфилов В. Самые тяжкие годы // Литературная газета. 1989. 22 марта.
[14] Военно-исторический журнал. 1989. № 1. С. 3 обложки.
[15] Цит. по: Чистяков Б. Наркомвоенмор номер три // Смена (Ленинград). 1989. 19 февр.
[16] Ленинградская правда. 1941. 13 июля.
[17] Новиков В.Н. Армии нужно оружие // Вопросы истории. 1985. № 12. С. 84.
[18] Цит. по: Чистяков Б. Наркомвоенмор номер три // Смена (Ленинград). 1989. 19 февр.
[19] См.: Карпов В. Полководец // Новый мир. 1983. № 12. С. 99 – 100.
[20] Рекемчук А. Госприемка 1937-го года // Советская культура. 1988. 6 авг.
Идея коллективного земледелия.
К середине 20-х годов на основе НЭПа после сильнейшей разрухи было в основном восстановлено сельское хозяйство. Одновременно, в ходе реализации кооперативного плана, в стране складывалась крепкая система сельскохозяйственной кооперации. К 1927 году она объединяла третью часть крестьянских хозяйств (8 млн. крестьянских хозяйств из 24 мл ...
Культура
Социальные конфликты и нашествия кочевников, происходившие при переходе от рабовладения к феодализму, не нарушили преемственности китайской культуры, хотя и вызвали некоторый её упадок. Были разгромлены столичные училища и богатые библиотеки. Из шелковых свитков с произведениями древних авторов кочевники шили одежду и мешки. Несмотря на ...
Подпольное движение. Партизанская и подпольная борьба
Усилилось революционное брожение на уральских, особенно южно-уральских заводах, городах и сёлах. Поступали многочисленные сообщения о возможности стихийных выступлений рабочих, особенно мобилизованных. Но так как было много белых войск – выступлений не было. Под руководством членов бюро ЦК шла работа по созданию специального отряда лыжн ...