Мытищинский водопровод
Страница 2

В течение 7 лет работы выполнялись по указу императора Николая I инженером-полковником Н.И. Янишем, занимавшим тогда должность начальника Управления путей сообщения России. За это время была отремонтирована кирпичная галерея, а в селе Алексеевском построена водокачка с паровыми машинами Уатта. Два насоса, приводимые в движение паровыми машинами, перекачивали мытищинскую воду по чугунному трубопроводу в огромный бак вместимостью около 5 тыс. ведер, установленный на втором этаже Сухаревой башни. Превратившись в водонапорную, башня исправно несла эту «водопроводную службу» целое столетие.

Тогда же по проекту Яниша были построены первые водоразборные фонтаны в городе в центральной части города. Каждый из этих фонтанов получил не только собственное оформление, но и собственное имя. Фонтан, расположенный рядом с Сухаревой башней, стал называться Шереметевским (его можно увидеть на картине А. Васнецова «У водоразборного фонтана на Сухаревской площади»). Второй стал Никольским (на Лубянской площади); третий – Петровским (на нынешней Театральной площади), четвертый – Воскресенским (около Александровского сада), а пятый – Варварским (нынешняя станция метро «Китай-город»). До наших дней сохранились два из них. Петровский фонтан стоит там, где его поставили – на Театральной площади, за памятником Карлу Марксу, а фонтан Лубянский, работы знаменитого скульптора Витали, перенесли к бывшему Нескучному дворцу, который нынче занимает Президиум Российской Академии наук.

Сейчас фонтан – услада и отрада в жаркий летний день. А в старину московские фонтаны, устроенные по трассе Мытищинского водопровода, несли еще и хозяйственные обязанности. Фонтаны, устроенные при водоразборных бассейнах, служили источником питьевой воды для половины Москвы. Жители близлежащих домов разносили мытищинскую воду из фонтанов в ведрах, висевших на коромыслах, а жителям отдаленных районов воду доставляли в бочках, погруженных на телеги, московские водовозы. Делали они это не «за так», а за деньги, что было не всякому москвичу по карману. А вот за воду, взятую в «малые посуды», денег не брали.

Бывало, некоторые водовозы впрягались в тележку вместо лошадей сами. Помните картину художника В. Перова «Тройка»? Двое мальчишек и девочка тянут от Трубной площади (где был водоразборный фонтан Мытищинского водопровода) вверх по зимнему Рождественскому бульвару санки с наполненной водой бочкой. Некоторые носили воду на себе и назывались водоносами. В конце XIX века в Первопрестольной трудилось около 6–6,5 тыс. конных водовозов и почти 3 тыс. водоносов с санками и тележками.

Когда XIX век перевалил за половину, то оказалось, что старый московский водопровод снова «нуждается в улучшении», которое и было произведено бароном А.И. Дельвигом в 1853–1858 годах.

Андрей Иванович Дельвиг – двоюродный брат пушкинского друга, барон, генерал-лейтенант, сенатор, талантливейший инженер, автор первого русского «Руководства к устройству водопроводов». Формулы, выведенные бароном в этой книге, используются по сей день. Портрет А.И. Дельвига, принадлежащий кисти И.Е. Репина, находится в собрании Третьяковской галереи. Многие годы он состоял инженером по особым поручениям при главноуправляющем корпусом путей сообщения графе Клейнмихеле, занимался строительством мостов, шоссейных и железных дорог, гидротехнических сооружений. При его участии построены 32 железные дороги общей протяженностью 11 тыс. верст! Он основал в Москве железнодорожное училище, купив для него на свои средства дом. Дельвиг – автор проектов соединения рек Москвы и Волги, а также Волги и Дона. По повелению Николая I Андрей Дельвиг был назначен председателем Архитектурного Совета по постройке храма Христа Спасителя в Москве. Кроме всего прочего, Андрей Иванович долгое время был председателем Императорского русского инженерно-технического общества.

Именно под его руководством строились и перестраивались водопроводы в Москве, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. А в 1853–1858 годах по проекту Дельвига был перестроен и значительно усовершенствован Московский водопровод, уже полвека к тому времени снабжавший водой Первопрестольную. Старые паровые машины Алексеевской водокачки были заменены на более мощные; к уже существующему баку добавлен еще один, а к Сухаревой башне была проложена новая чугунная труба.

Благодаря реконструкции, произведенной Дельвигом, производительность водопровода выросла в 2,5 раза, были сооружены новые водоразборы – 26 фонтанов, бассейнов и водоразборных колонок. Тогда же были впервые сооружены 15 пожарных колодцев, что явилось большим подспорьем пожарным частям. По городу проложили 45 км разводящих сетей.

Страницы: 1 2 3

Феномен цивилизации Востока.
Этот тип цивизации в мировой истории представлен широко и разнообразно. Он возник в глубокой древности, в разных вариантах имеет распространение и сейчас. Классический вариант цивилизаций восточного типа представлен обществами Древнего Египта, индуистского, буддийского и конфуцианского Востока, имеющими циклический тип развития. Главные ...

Основные направления внутренней и внешней политики якобинцев. Конституция 1793 г.
Кратковременный период якобинской диктатуры был самым великим временем революции. Якобинцы сумели пробудить дремавшие силы народа, вдохнуть в него неукротимую энергию мужество, смелость, готовность к самопожертвованию, бесстрашие, дерзание. Но при всем своем непреходящем величии, при всей своей исторической прогрессивности якобинская ди ...

Ливония. Livoniae commentarius. Введение
Трактат “Ливония” практически неизвестен в русской исторической литературе. Интересна судьба рукописи этого сочинения. Оно было написано 30 марта 1583 г. в Венгрии и тотчас отослано в Рим. В 1841 г. профессор дерптского университета Виктор Гейн, находившийся в Риме, разыскал эту рукопись в архиве Ватикана, но ему не разрешили снять с не ...