Аграрная реформа

Т.к. основой жизни государства было признано сельское хозяйство, и крестьянин, тяжко работающий в поле, а также несущий груз солдатчины в военное время, становится до некоторой степени ключевой фигурой [8, 26].

Следуя легистским нормам, Цинь Ши-хуан поощрял земледельческие занятия. Все крестьяне империи получили наделы земли, налоги и повинности были достаточно умеренными, во всяком случае на первых порах, а земледельцы имели даже право, как уже упоминалось, на административные ранги — это придавало им престиж, вызывало уважение со стороны односельчан, а также давало шанс при выборах на должность старейшин (сань-лао) и т.п. Ремесла и торговля, имевшие уже в основном частный характер, хотя и продолжавшие обслуживать потребности двора и казны, не пользовались открытой поддержкой властей. Однако их и не преследовали, как к тому в свое время призывал Шан Ян. Наиболее богатые из ремесленников и торговцев могли стать откупщиками, налаживать производство руды, соли или вина, правда, под контролем властей. Контролировались и цены на важнейшие продукты питания, прежде всего на зерно. Была создана сеть государственных мастерских, куда отбирались для выполнения трудовых повинностей на определенный срок лучшие мастеровые, умевшие изготовлять оружие или иные высококачественные изделия, необходимые для все расширявшихся престижных потребностей верхов [13, 115].

Узаконенная свободная купля-продажа земли в масштабе всей империи, с одной стороны положила начало невиданному до сего времени обогащению знати, концентрировавшей в своих руках крупные земельные владения, а с другой стороны повлекло за собой массовое разорение свободных общинников. Земельная реформа Цинь Ши Хуанди рассматривалась позднее древнекитайскими государственными деятелями, как преступление против китайского народа. Так, сановник Дун Чжун-шу, писал: "При (династии) Цинь: применили законы Шан Яна: отменили (систему) цзин тянь, господа смогли продавать и покупать (землю). (Тогда) поля богатых протянулись на сотни ли, а у бедных не стало места, где бы воткнуть шило" [4, 56].

Резкому ухудшению положения свободных производителей способствовало крайнее усиление в империи Цинь гнета налогов и повинностей. Создание и поддержка ирригационных и транспортных каналов, грандиозные строительные работы, проводящиеся по приказу императора и его сановников, требовали огромного количества рабочих рук. В этих работах участвовали помимо рабов, обязанные государственными повинностями свободные земледельцы-общинники. Источники сообщают, что при династии Цинь налоги возросли в двадцать раз по сравнению с древностью, а рабочие и военная повинности возросли в тридцать раз. Увеличение поддатного бремени усилило зависимость земледельцев от ростовщиков. Попав в кабалу к кредиторам, земледельцы вынуждены были закладывать свои участки земли, продавать в рабство членов своих семей, но даже эти меры не спасали их. Окончательно разорившиеся, они продавали свои земли и, оставшись, таким образом, без каких-либо средств к существованию, вынуждены были продавать в рабство самих себя. Угроза порабощения увеличилась в связи с введением новых чрезвычайно жестоких законов. Система взаимной ответственности семей, введенная в свое время Шан Яном в царстве Цинь, теперь была распространена на всю империю. Количество государственных рабов из осуждённых было столь велико, что историк Бань Гу писал: "Одетые в красное (осужденные) заполнили дороги, тюрьмы превратились в рынки" [1, 45]. Работорговля получила в это время исключительно широкое распространение: "торговали рабами, как частные лица, так и государственные сановники". По сведениям источников, "(династия Цинь): установила рынки рабов вместе с коровами и лошадьми в одних загонах: Дошло до того, что похищали и продавали жен и детей".

Установление места возникновения источника
При изучении источников важно установить место их возникновения. Это дает возможность выяснить конкретные условия его появления на свет и позволяет правильно оценить значение источника. На официальных документах чаще всего имеется указание на место их составления. Если этого нет, место составления источника определяется по косвенным при ...

Ксилография
В основе печатания с гравированных деревянных досок, или ксилографии, лежит тот же принцип, что и в основе способа набойки тканей. С помощью ксилографии размножаются рисунки и тексты, зеркальное рельефное изображение которых гравируется на деревянной доске. Полученная таким образом форма покрывается слоем краски, на нее накладывается ли ...

Культура Монголии в Новое время.
Определяющее влияние на развитие монгольской культуры XVI-XIX вв. оказал буддизм. В XVI в. на монгольский язык были переведены с тибеткского произведения классической буддийской литературы – «Ганджар» и «Данжур». В тот же период был создан новый ойратский алфавит тоу бичиг (ясное письмо). В XVII вв. появляется ряд произведений, которы ...