Реформы Ф.Д. Рузвельта: «Новый курс»Страница 1
В 1933 г. президентом США был избран Франклин Рузвельт (1882-1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс» Рузвельта.
«Новый курс» представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путём планирования хозяйства, установления «классового мира» внутри страны и доброго соседства с другими странами. Основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства.
В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный – с 1933 до 1935 г., и второй этап – с 1935 г.
Для спасения банковской и финансовой систем и их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращён обмен банкнот на золото, были закрыты все банки. В чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функций и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы (это разрешалось только наиболее крупным банкам). К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков – членов Федеральной резервной системы.
Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности. Была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии, а также экономисты, деятели Американской федерации труда.
Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования. Он включал три раздела. Первый раздел основной упор делал на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма.
Второй важный закон – закон о регулировании сельского хозяйства – Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была издана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909-1914 гг. В их числе:
1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота (за это фермерам выплачивались премии).
2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.
3. Инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. долл. казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.
Важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера. Признавалась необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путём заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Закон Вагнера «Национальный акт о трудовых отношениях» был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г., что представляло серьёзный шаг навстречу рабочему движению.
Фундаментальные основания американского перерождения наций
Провозгласив свободу и демократию определяющими факторами национальной идентичности, отцы-основатели США формулировали всеобъемлющие принципы, исходя из весьма специфических условий. Как отмечает М. Линд, освободившись от владычества британской короны в конце XVIII в., страна представляла собой продукт британской культуры и могла быть н ...
Октябрьский переворот и формирование новой власти.
ВЦИК,
обсудив создавшееся после ликвидации выступления генерала Л.Г. Корнилова положение,, 2 сентября поддержал А.Ф. Керенского, а вопрос о власти перенес на Демократическое совещание. ЦК РСДРП(б), несмотря на письма В.И. Ленина о восстании, также надеялся, что с помощью Демократического совещания и Предпарламента удастся многого доби ...
Политическое и социально-экономическое положение украинских земель в
составе Польши, Румынии, Чехословакии.
Особенно тяжелым было политическим и социально – экономическое положение украинских земель, которые оказались в 20-х–30-х годах в составе Польши, Румынии, Чехословакии (приблизно7 млн. украинцев).
Наибольшее количество украинцев (5 млн. лиц) проживали на территории заграбастанной Польшей: Восточная Галичина, Западная Волынь, Полесье, Х ...