От крепости к городу
Страница 1

Строительство Омского острога началось с редутов. Р.Удалов сообщает: « В устье Оми 1-й редут был сооружен на узкой и длинной косе, одну сторону которой омывала Омь, а другую - Иртыш. Редут окопали глубоким рвом и обнесли частоколом. После пополнения отряда соорудили до зимы еще и квадратный редут, чуть выше по берегу Оми, примерно в 50 саженях от 1-го».40 Крепость была очень небольшой и занимала площадь всего 6 га. Первая Омская крепость располагалась на левом берегу р.Оми в 50 саженях от ее устья. Это был низкий земляной вал в форме правильного пятиугольника, обнесенного палисадом высотой в 3,5 метра, состоящий из вертикально вкопанных в землю и плотно приставленных друг к другу заостренных бревен, со рвом глубиной 3 метра и шириной 4 метра. В 25 метрах от рва крепости шли ряды рогаток и надолб. В крепость вели четверо ворот: Спасские, Знаменские. Никольские и Шестаковы. Через Спасские - был выезд в Луговскую слободу, эти ворота были не очень укреплены, не имели сверху бревенчатой башни и завершались только небольшой смотровой надстройкой.41

Самые мощные Знаменские ворота были образцом русского деревянного зодчества. Они находились в юго-восточной куртине (стене), через них выезжали на дорогу в Томск. На этих воротах возвышалась квадратная рубленная из бревен башня, на которой стояли три пушки. Верхняя часть башни была немного шире основания. Венчала башню высокая четырехгранная усеченная пирамида со смотровым фонарем, покрытым тесом. Общая высота башни более 14 метров. С нее вся округа была видна, как на ладони.

Через Никольские ворота был выезд к Оми. Через Шестаковские тоже можно было выехать из крепости. Они имели бревенчатую квадратную башню, высотой около 8-ми метров, на которой стояла пушка. Позднее крепость была перестроена в четырехугольник, так же обнесена палисадом. Каждая сторона была в длину по 100 саженей.42

В 1763 году командующим Сибирскими линиями был назначен генерал-поручик И.И.Шпрингер. По указу Екатерины II ему поручалось возвести линию укреплений на Алтае для защиты сереброплавильных заводов и создать условия для развития торговли с Китаем и Средней Азией. И.И.Шпрингеру предлагалась полная свобода действий в выборе мест для строительства крепостей. Осмотрев всю линию, Шпрингер И.И. выбрал для своего пребывания именно Омскую крепость, находившуюся в центре укреплений Иртышской и Новой линии. П.Зотов, первый биограф И.И.Шпрингера, писал: « Читая дневник, который вел генерал - поручик при осмотре границы, растянувшейся на 2 125 верст, мы невольно убеждаемся, что первую по ней поездку свою он совершил не столько как начальник, а как ученый - фортификатор».43

Первая крепость, занимавшая место, где сейчас находится площадь им. В.И.Ленина, устарела. Она располагалась на левом берегу реки Оми. Якобы из-за слабой обороноспособности И.И.Шпрингер начинает строительство новой крепости на правом берегу. По мнению многих исследователей-краеведов слабой обороноспособность первой крепости была из-за того, что во время ледохода и ледостава снимался наплавной мост, и крепость оказывалась отрезанной от тыла. Однако понятия тыла для старой омской крепости не существовало. Это видно при внимательном рассмотрении карты. Кроме того следует вспомнить условия строительства первой крепости, а именно тот факт, что правительство не финансировало строительство и снабжение всем необходимым шло из местных источников.

Новая, крепость, представляла собой многоугольник площадью более 30га, а это в 5 раз больше площади первой крепости. Кроме того, вторая крепость имела 4 бастиона (Подгорный, Степной, Тарский и Форштадтский; считается, что со Степного бастиона и началось новое строительство) и 3 полубастиона (Омский, Ильинский и Иртышский). Крепость имела четверо ворот: Омские - со стороны Омской слободы, Тарские - с северной стороны, Тобольские и Иртышские - со стороны Иртыша. Проект был составлен военным инженером Малмом.44 Академик Паллас, посетивший Омск в 1771 году, писал: « Сия, новая, весьма выгодное положение имеющая, Омская крепость, укреплена весьма прекрасным образом, по новым воинской архитектуры правилам».45

С 1791 по 1794 годы перестроили ворота. Но сохранились только Тобольские. Тарские ворота были восстановлены в 1991 году.

Первая крепость имела 72 здания, где расселялись командование, офицеры и низшие воинские чины. Еще четыре здания так же для нужд военного гарнизона. Невоенным было только одно здание - Ильинской церкви: Считается, что каменных строений в первой крепости не было, т.к. крепость имела временный характер. Но в 1994 году строители ПЕСО «Зодиак» случайно наткнулись на каменный фундамент закладки 1744 г. Выяснилось, что это фундамент здания штаба Омской крепости.46 Сейчас идет реставрация фундамента и постройка нового здания штаба (на углу улицы Таубе). Этот факт говорит о том, что Омская крепость не должна была стать временным строением. Видимо, гарнизон первой крепости понимал значение своего детища, поэтому и приступил к постройке каменных зданий. Надо учитывать и тот факт, что времени на серьезное строительство у Бухольца не было. Найти в Сибири камень - тоже проблема, а леса вокруг много. Поэтому строительство велось очень быстро и из дерева - самого доступного в Сибири материала.

Страницы: 1 2

Структура и содержание Конституции СССР 1924 г.
Конституционному оформлению Союза ССР предшествовало складывание национальной государственности на базе Советов при непосредственном участии Всероссийских и республиканских съездов Советов, СНК и ЦИК РСФСР. В числе первых 13наркоматов, учрежденных 26октября (8 ноября) 1917г. - Наркомат по делам национальностей РСФСР. Наркомнац действова ...

Гравюра на меди
Несмотря на то, что техника гравюры на меди была разработана ненамного позже, чем техника ксилографии, она стала достаточно широко применяться для книжной иллюстрационной печати лишь со второй половины XVI века. Объясняется это тем, что гравюра на меди – один из способов глубокой печати; ее нельзя использовать одновременно с печатанием ...

Творчество - как процесс.
Необузданное воображение - характерная черта Джона Гальяно. Наброски, эскизы, лоскутки тканей - все это будет потом. Дизайн Гальяно начинается с женского образа. Это может быть историческая фигура, героиня романа или просто плод его воображения. "Меня вдохновляет личность. Я представляю, какой была эта женщина, что она носила, что ...