История » Индия в VII-XVI веках » Феодальные государства Индии в VII- XII вв.. Развитие феодальных отношений в VII- XII вв.

Феодальные государства Индии в VII- XII вв.. Развитие феодальных отношений в VII- XII вв.
Страница 1

Документы раннего средневековья не позволяют выявить все пути возникновения феодального землевладения. Эти документы в виде дарственных записей, сделанных на медных пластинках или на камне, а потому и пощажённых временем, рисуют нам только один из путей развития феодального землевладения, а именно: раздачу земли правителям княжеств. Махараджи3 не только с большой щедростью одаривали отдельных лиц, храмы и монастыри участками из необрабатываемых земель, принадлежавших сельским общинам, но и передавали в их частное владение сами эти сельские общины. Только один из князей Западного Декана, по свидетельству надписи IX в., роздал храмам и брахманам4 1 400 сёл. Эти дарения не предусматривали никаких обязательств со стороны феодального владельца по отношению к князю и были дарениями навечно, «пока светят солнце и луна».

Кроме такого рода дарений земли в наследственную и не связанную никакими условиями собственности, в Индии уже в VII в. существовали держания земли и на условии несения службы. Эти владения с прекращением службы или со смертью их держателей снова возвращались к князю. Однако при обычной в Индии системе перехода должности от отцов к сыновьям такого рода «бенефиции» нередко становились наследственными владениями их держателей. В то же время в начальный период раннего средневековья большая часть земли в Индии принадлежала самим князьям.

3 Махараджа- князь

4Брахманы- жрецы.

Господствующим типом общин в это время повсюду, кроме наиболее отсталых в социально- экономическом отношении районов, была соседская, сельская община. Она состояла из группы малых и больших патриархальных семей. Каждая семья обладала наследственной долей пахотной земли и вела на ней самостоятельное хозяйство. Время от времени пахотная земля переделялась. Но, по мере того как в общинах росло имущественное неравенство и всё больше становилось семейств, стремившихся закрепить свои хозяйственные преимущества, эти переделы становились более редкими.

Каждая сельская община в Индии имела ремесленников и общинных слуг, кузнецов, плотников, гончаров, цирюльников, прачек, сторожей и пастуха. Они получали от общины содержания в виде определенной доли урожая. Некоторые категории ремесленников и слуг, кроме того, получали от общины небольшие участки земли и вели на них собственное хозяйство. Всякая работа, выходившая за приделы обязанностей ремесленников перед общиной, должна была вознаграждаться заказчиком особо. Однако потребности общинников были столь ограниченны, что они редко нуждались в чём- либо сверх того, что ремесленник делал для них в обычном порядке. Поэтому у ремесленников не было стимула улучшать примитивные орудия труда и делать свой труд более производительным.

Общинная администрация состояла из сельского старосты и писаря (обычно из брахманской касты5). Староста проводил жизнь все решения общинного схода, участвовал в разборе тяжб, возникших между членами общины, выполнял обязанности военного вождя общины, организуя оборону в случае вражеского нападения на неё,

5 Каста- это группа людей, обладающих определёнными правилами и обязанностями, передающимися по наследству.

защищал интересы общины перед феодалом и отвечал за выполнение общинных повинностей. Староста и писарь получали содержание от общины гораздо большее, чем ремесленники и слуги. Община выделяла и также и более значительные участки земли. Староста всегда был из числа крестьян- общинников, поэтому имел, кроме своего служебного наследственного надела (поскольку наследственной была сама эта должность), ещё и обычный надел в общинном пахотном поле. Староста, писарь или брахман могли проявлять, поэтому большую хозяйственную инициативу, создавать более крупные хозяйства, чем рядовые общинники, и прибегать к эксплуатации труда либо своих же общинников, либо пришельцев.

Так создавалась возможность для превращения представителей сельской администрации (старой и др.) в мелких феодалов. Об этом свидетельствует эволюция термина тхакур6.

Страницы: 1 2

Реформы системы просвещения и цензуры
В общем ряду реформ 60–80-х годов существенное место занимали школьные и университетские реформы, а также реформа цензуры. Развитие капитализма требовало отмены сословных ограничений для разночинной интеллигенции, наиболее зажиточной части крестьян и квалифицированных рабочих. Развивавшаяся промышленность нуждалась в массовой квалифицир ...

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного
Высшей наградой в царской России был старейший из русских орденов — орден Святого Апостола Андрея Первозванного. Это был орден царей, высших сановников и генералитета. Петр I учредил его 10 марта 1699 года, после возвращения из поездки в Западную Европу. Не только сам факт учреждения российского ордена, но и выбор его небесного покрови ...

Раскол якобинского лагеря и падение якобинской диктатуры
Обострение внутренних противоречий в стране и кризис революционной диктатуры привели к борьбе в рядах якобинцев. С осени 1793 г. среди якобинцев начали оформляться две оппозиционные группировки. Первая из них складывалась вокруг Дантона. Один из влиятельнейших вождей революции на ее предыдущих этапах, пользовавшийся одно время наряду с ...