История » Османская империя в конце нового времени. Революция 1908-1909 гг. » Турция ХУП - ХУШ вв.. Разложение Османской империи. Кризис государственности и военные неудачи

Турция ХУП - ХУШ вв.. Разложение Османской империи. Кризис государственности и военные неудачи
Страница 1

При характеристике состояния державы турецких султанов ХУШ столетия историки чаще всего используют понятие «упадок». В подтверждение этого они ссылаются на факты, свидетельствующие о падении османского военного могущества, снижении эффективности аппарата государственного управления, усилении сепаратизма и внутренних неурядиц в провинциях империи. Все эти симптомы и современниками, и современными исследователями воспринимаются как симптомы неизлечимой болезни, поразившей государство и ведущей общество к полной градации. Сдвиги, происходившие в социально-экономической жизни османского общества ХУП – ХУШ вв., на самом деле, были весьма масштабны.

Аграрная сфера. В аграрной сфере они нашли выражение в окончательном разложении сипахийской системы условных держаний и одновременном утверждении ведущей роли крупного частного землевладения. Если оставить в стороне вопрос о специфических чертах в отдаленных пограничных областях, где султанская власть имела лишь военно-политическую основу, тог на большей части государства (Балканы, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет) можно выделить два наиболее распространенных варианта новой аграрной структуры.

Один из них связан с практикой откупов, которая в османском обществе известна как система «ильтазимов». Обычно исследователи воспринимают откупщиков-мультазимов как своего рода агентов фиска, озабоченных лишь тем, чтобы сумма собранных с крестьян платежей не только покрывала их собственные расходы по приобретению откупа, но и обеспечивала им какой-то доход. Но подобный подход не учитывает одного обстоятельства, что государство не только уступало право сбора определенных налогов, но и предоставляло мультазимам на время аренды владельческие права на землю. Это и позволяло откупщикам выступать в качестве вполне самостоятельных эксплуататоров крестьян, а последних вынуждало признавать явно завышенные требования первых /История Востока, 1999, с. 375-376/.

С конца ХУП века султанское правительство обратилось к практике пожизненных откупов - м а л и к я н е, что свело до минимума возможности властей вмешательства в деятельность откупщиков. Через последних в сферу сельского хозяйства стали проникать значительные денежные капиталы, концентрировавшиеся в руках горожан. В первую очередь это были представители верхних эшелонов государственного аппарата, торговцев и ростовщиков. Государственные земли, прежде изъятые из операций по купле-продаже, закладу, дарению и других форм отчуждения, стали выступать объектом спекуляций и включаться в торговый оборот.

Как разновидность условий держаний, откупа не были связаны с выполнением определенной чаще всего военной службы, с осуществлением хозяйственно-организационных функций, подобных тем, которые возлагались на сипахи. Но главное – владельцы мультазимов были избавлены от жесткой государственной регламентации в своих отношениях с крестьянами. Такая ситуация способствовала развитию частноправных отношений в ущерб публично-правовым в сельском хозяйстве империи.

В еще большем объеме отмеченные явления оказались присущими системе чифтлик. Его выражением стали небольшие товарные хозяйства, которые использовали труд батраков и поденщиков. Их главной особенностью была ориентация и удовлетворение рыночного спроса в зерне, мясе, хлопке и другой сельскохозяйственной продукции. Средний размер чифтликов в ХУШ в. колебался в пределах 25 - 50 га и чаще они объединяли от 2 до 6 крестьянских наделов (чифтов). Правда существовали и крупные чифтлики, поскольку в условиях анархии административной системы крестьяне предпочитали отдать себя под опеку наиболее могущественных землевладельцев. Некоторые из последних держали десятки и даже сотни сел.

Исследователи обращают также внимание на то обстоятельство, что наиболее интенсивно образование частных владений шло в тех районах, которые были связаны с крупными городами, представлявшими значительный и устойчивый спрос на сельскую продукцию, или располагались вдоль водных путей, существенно облегчавших вывоз.

В описанных выше отношениях на смену сипахи или прямому агенту правительства, действия которых были строго регламентированы султанскими установлениями, пришли люди, чья деятельность определялась не государственным интересом, а исключительно личной выгодой. Сколь бы ни было ограниченным участие подобных лиц в организации сельскохозяйственного производства, их стремления добиться увеличения доходности земельных владений выступало как своеобразный импульс к более эффективному использованию ресурсов, находившихся в их распоряжении - земля, люди, скот и т.п.

Страницы: 1 2 3

А.Д. Градовский о местном самоуправлении и земской реформе 1864 года
В «Началах русского государственного права» Градовский обстоятельно рассматривает местное управление и самоуправление в их историческом развитии. Взгляд автора на земство явно расходится с официальным. В восприятии Градовского «самоуправление есть одна из форм управления, а управлять нельзя иначе, как при помощи административных актов, ...

Восстание декабристов
Собрания декабристов устраиваются в доме отдельных членов тайного общества. Они встречаются в блестящих салонах, уютных кабинетах, среди изысканной мебели из красного дерева, под сенью великолепных полотен французских и английских художников, в окружении богатых собраний книг, вобравших в себя едва ли не всю духовную культуру многих век ...

Религия в Древнем Египте. Пантеон богов
Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, ...