Военно-политическое сотрудничество стран антигитлеровской коалицииСтраница 2
Значительную роль в развитии антигитлеровского военно-политического сотрудничества сыграла подписанная 1 января 1942 г. декларация 26 государств (Вашингтонская декларация), находившихся в состоянии войны с агрессорами. В ней содержалось обязательство каждого из подписавших ее правительств употребить все свои ресурсы, военные и экономические, против тех членов фашистско-милитаристского блока, с которыми данный участник декларации находится в войне. Каждое правительство взяло обязательство сотрудничать с другими участниками декларации и не заключать сепаратного перемирия или мира с противником.
Идее полного разгрома вооруженных сил агрессивного блока и окончательной ликвидации фашизма, которую выдвинул Советский Союз в первые дни Великой Отечественной войны, соответствовала формула «безоговорочной капитуляции» Германии, Италии и Японии, провозглашенная США и Англией на Касабланкской конференции (январь 1943 г.). Это способствовало укреплению антигитлеровской коалиции.
Почему все же западные государства не только пошли на сближение с СССР, но и в составе антигитлеровской коалиции действовали в течение всей войны? Произошло это, прежде всего, потому, что и США, и Англия, и другие государства Запада в ходе второй мировой войны были сами заинтересованы в таком союзнике. В документе, подготовленном американскими правительственными учреждениями для Рузвельта накануне Крымской конференции, говорилось: «Мы должны иметь поддержку Советского Союза для разгрома Германии. Мы отчаянно нуждаемся в Советском Союзе для войны с Японией по завершении войны в Европе». А британский премьер, несмотря на классовую ненависть к СССР, вынужден был откровенно заявить, что необходимо «проталкивать помощь России», поскольку «ни одно другое капиталовложение не может принести более высокий военный дивиденд». Этими обстоятельствами, а также готовностью западных правительств сотрудничать с СССР в значительной мере определялся характер взаимодействий в рамках антигитлеровской коалиции.
Война убедительно доказала возможность использования в этом сотрудничестве самых разнообразных форм: конференций глав правительств, многосторонних и двусторонних встреч государственных и военных деятелей, обмен миссиями, посланиями.
За годы войны состоялись три конференции с участием глав правительств: Тегеранская в 1943 г., Крымская (Ялтинская) и Берлинская (Потсдамская) в 1945 г. На первых двух СССР, США и Англию представляли И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль, на Берлинской — И. В. Сталин, Г. Трумэн и У. Черчилль (с 28 июля 1945 г.— К. Эттли).
На этих конференциях рассматривались ключевые проблемы международной и военно-стратегической обстановки, обсуждались неотложные меры коалиционной политики и стратегии, обеспечения безопасности народов после завершения войны. Главное место в их работе занимали вопросы:
сокращение сроков войны; открытие второго фронта; ведение войны против милитаристской Японии и участие в ней Советского Союза; безоговорочная капитуляция гитлеровской Германии; политика в отношении послевоенной Германии, а также европейских стран, воевавших совместно с ней; наказание военных преступников; сотрудничество при урегулировании международных проблем; программа демократического устройства послевоенного мира; создание организации международной безопасности и др. На конференциях нередко выявлялись расхождения по ряду военных и политических проблем, зачастую велась острая полемика. Но в конечном итоге принятые решения свидетельствовали о наличии у участников общей платформы в оценке обстановки.
Конференции глав правительств трех великих держав имели важное международное значение. Их созыв и работа воспринимались мировой общественностью как проявление реалистического подхода к решению сложных вопросов ведения войны, ее завершения и послевоенного устройства мира. Истинный смысл политики Тегерана, Ялты и Потсдама заключался в том, что она была нацелена на долговременное сотрудничество великих держав, взявших на себя ответственность за уничтожение фашизма и послевоенное сохранение мира.
Принятые на конференциях документы свидетельствуют, то стремление народов к миру и безопасности может быть практически воплощено в жизнь при условии взаимного понимания и доверия между государствами независимо от их общественного строя. Они доказали реальную возможность согласования международных проблем путем переговоров. Результаты работы конференций глав правительств СССР, США и Великобритании отражали процесс складывания в Европе и во всем мире нового соотношения сил, свидетельствовали о возросшем авторитете Советского Союза и его роли на международной арене.
Актуальные проблемы обсуждались на ряде других международных конференций, проходивших в Москве, Думбартон-Оксе (Вашингтон), в Сан Франциско.
Заключение.
Историческое значение деятельности Екатерины II определяется довольно легко на основании того, что было сказано нами об отдельных сторонах екатерининской политики.
Екатерина II, несомненно, была одаренным государственным деятелем, обладала обширными познаниями и литературным даром (писала пьесы, стать, издавала журнал "Всякая всяч ...
Общерусские летописные своды и хронографы.
Характерным выражением этого факта является изменение в русском летописном творчестве в XV и XVI веках. Местные летописи, ведшиеся в XIII и XIV веках, в XV и XVI веках все более н более заменяются общерусскими летописными сводами. Было уже сказано о появлении в XV веке так называемого Владимирского полихрона (около 1423 года). Во второй ...
Социально-экономическое и правовое положение курдского населения восточных
вилайетов Турции. Экономическое и социальное развитие
северо-западного Курдистана
В анализируемый период наблюдается обострение курдской проблемы в Турции. Сущность ее состоит в экономической отсталости районов, в политическом бесправии курдского народа, медленном развитии его общественной и культурной жизни, игнорировании его национальных прав.
Курдский вопрос уже многие годы занимает особое место в общественном ра ...