История » А.В. Суворов - великий русский полководец » Воспитание и формирование мировоззрения А. В. Суворова

Воспитание и формирование мировоззрения А. В. Суворова
Страница 1

Имя Суворова гремело в свое время по всей

Европе, у нас оно приобрело народность –

И ничто не оспаривает у этого великого человека

Известности исторической.

Д. А. Милютин. СУВОРОВ.

XVIII век, в который протекали жизнь и деятельность А. В. Суворова, был временем складывания нового капиталистического строя. В течение этого века в народнохозяйственной жизни России происходили коренные изменения. Социальное расслоение деревни, образование рынка наемных рабочих, возникновение частного предпринимательства составляли сущность скачка в развитии производительных сил страны. «Уже с 60 – 70-х годов XVIII века можно говорить о наличии буржуазной системы хозяйства в недрах феодально-крепостнического строя», - говорит Н.М. Дружинин.2

Под влиянием развития производительных сил и производственных отношений совершенствовались способы ведения войны. Русская армия XVIII века проходила путь от стратегии маневра и линейной тактики до стратегии генерального сражения и тактики колонн. Складывание форм и способов ведения войны и военных действий происходило в ходе многочисленных войн. Войны являлись практическим мерилом целесообразности организации и устройства войск. Войны рождали новые явления военного искусства, которые обобщались полководцами в уставах и наставлениях. Революционизирующим началом при этом являлось не «свободное творчество ума» гениальных полководцев, а изобретение лучшего оружия и изменение живого солдатского материала».3

Под влиянием всех этих факторов складывалось мировоззрение А.В.Суворова

Начало было положено дома. Отец Суворова, Василий Иванович Суворов, принадлежал к той части русской военной интеллигенции, которая сформировалась в период петровских преобразований. В последние годы жизни Петра I В.И.Суворов состоял денщиком царя и, как доверенное лицо, выполнял его особые поручения. После смерти Петра I В.И.Суворов в качестве военного инженера занимал пост прокурора Берг-коллегии. В период Семилетней войны ведал организацией тыла русской армии. Уже в чине генерал-летейнанта он занимал пост военного губернатора Восточной Пруссии, включенной в состав России во время Семилетней войны. В.И.Суворов обладал довольно широкими познаниями в области инженерного дела. Его библиотека содержала сочинения по военной истории, инженерному делу и артиллерии.

Василий Иванович руководил домашним воспитанием своего сына. Он привил ему любовь к самостоятельным занятиям. Знакомство молодого Суворова с трудами Тюррена, Кегорна, Морица Саксонского, Евгения Савойского и с описанием походов Александра Македонского, Юлия Цезаря и других полководцев древности внедрило в его сознание необходимость глубокого изучения военного опыта прошедших времен. Даже в зрелом возрасте он придерживался этого убеждения. «Возьми себе в образец героя древних времен, - поучал Суворов молодого Милорадовича во время Швейцарского похода, - наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони – слава тебе! Я выбрал Цезаря – альпийские горы за нами…Орлы русские облетели орлов римских»

По существу, Суворов изучил военную историю и науку путем самостоятельного чтения. Биограф Суворова А. Петрушевский справедливо отметил что он «завоевал сперва область наук и опыты минувших веков, а потом победу и славу»4. Он поражал современников своими познаниями.

Поскольку большая часть сочинений по военным проблемам выходила на иностранных языках, то отец Суворова обратил внимание сына на необходимость их освоения. В первую очередь молодой Суворов изучил французский и немецкий языки, а затем уже, находясь в армии, приобрел знание восточных языков – турецкого, татарского, а так же польского, финского и итальянского. Он считал нужным знать язык той страны, где русской армии приходилось воевать.

Большое место в формировании мировоззрения Суворова занимало изучение философских взглядов Лейбница, Вольфа и Локка. С концепциями этих авторов молодой Суворов знакомился как путем самостоятельного чтения, так, возможно, и во время свободного посещения занятий старших классов Сухопутного шляхетского корпуса, где изучались история, география и военные науки.

На Суворова, несомненно, оказывала влияние общественно-политическая обстановка, складывавшаяся в стране в середине XVIII века. На его взглядах сказалось влияние прогрессивных идей и в Сухопутном корпусе, где издавался журнал «Общества любителей русской словесности» «Ежемесячные сочинения». На страницах журнала поднимались важные вопросы о значении преобразований для жизни общества, о роли человека в обществе, о значении разума в жизни человека и т.д. Отдал дань этим сюжетам и Суворов. Он поместил в журнале два сочинения на философские темы: «Разговор в царстве мертвых между Александром Великим и Геростратом» и «Разговор в царстве мертвых – Кортец и Мотецума»5. Оба эти сочинения раскрывают тему подчинения деятельности человека благу своей родины.

Страницы: 1 2

Цели и планы СССР в войне
Цели и планы СССР в войне. Западные официальные структуры и пресса оценили как по меньшей мере фальсифицирующее события заявление правительства СССР о том, что войска были введены по просьбе афганского руководства для помощи последнему в борьбе с восставшими бандитами и во имя исполнения интернационального долга. Ведь бывший правитель ...

Отдельные буквенные штампы
Подвижные литеры, из которых можно произвольно составлять слова, а затем разбирать их, в гораздо большей степени пригодны для алфавитных систем письма, использующих ограниченное количество буквенных знаков, чем для иероглифических систем, в которых каждому знаку соответствует слово. Уже в античные времена отдельные литеры применяли для ...

Правила ношения орденов
Золотые награды высших достоинств носили в допетровской Руси на золотых нагрудных цепях, остальные пришивались на одежду17. В XVIII- начале XIX в. полагалось носить только один (высший) знак каждого ордена, снимая знак низшей степени и возвращая его в Капитул. Правила ношения орденов много раз изменялись и окончательно были установлены ...