Танковые части красной армииСтраница 2
23 августа 1941 года наркомом обороны был утвержден штат № 010/85 отдельного танкового батальона численностью 130 человек и 29 танков (9 Т-34,20 Т-40, Т-60). Состоящего из роты средних и двух рот легких танков. Эти батальоны предназначались для усиления стрелковых дивизий.28 ноября 1941 года вводится новый штат отдельного танкового батальона № 010/302 - 202 человека, рота тяжелых, рота средних и две роты легких танков, всего 5 KB, 11 Т-34 и 20 Т-60.
В боях под Москвой участвовали 15 отдельных танковых батальонов: 27, 31, 43, 113, 138-й (штата №010/85) и 35,89, 123,127, 133, 134, 135, 136 и 140-й (№ 010/302). Последние прибыли на фронт в первых числах декабря 1941 года. Кроме того, в составе 50-й армии имелся 51-й отдельный танковый батальон (телетанки), сформированный еще до войны и служивший базой для испытания новой спецтехники.
Кроме того, в составе некоторых стрелковых дивизий имелись отдельные танковые роты охраны штаба, насчитывавшие 15 машин Т-37, Т-38, реже Т-27, Т-26 или бронеавтомобилей. Аналогичные роты входили и в состав батальонов охраны штабов армий, но они имели чуть больше техники - 17-21 танк или бронеавтомобиль.
Кроме того, танки были в составе дивизий народного ополчения (танкетки Т-27, плавающие Т-37, Т-38), частях НКВД (отдельные мотострелковые дивизии особого назначения) и некоторых других частях.
МАТЧАСТЬ. Что касается матчасти танковых частей, то состав ее был довольно пестрым. В ходе боев использовалась вся гамма бронетанковой техники, производившейся в СССР до начала войны: Т-26 всех типов, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-37, Т-38, Т-40, Т-27, Т-28 (в небольшом количестве), Т-50, Т-34, KB, БА-3, БА-6, БА-10, БА-20, ФАИ, БА-27.
Оборонительные бои под Москвой стали одними из немногих, где использовались легкие танки Т-50. Эта машина, созданная на замену Т-26, должна была стать самым массовым танком Красной Армии. Ее производство началось с 1 июня 1941 года на заводе № 174 в Ленинграде. Однако из-за того, что Т-50 оказался довольно трудоемким (ненамного уступал в этом Т-34), до эвакуации завод № 174 сумел изготовить всего 40 таких машин, из которых 32 отправили под Ленинград, и лишь 8 направили в столицу, где они поступили на вооружение 150-й танковой бригады Брянского фронта.
Бои под Москвой были единственными за всю историю Великой Отечественной войны, в которых применялись танки Т-34, вооруженные 57-мм орудием ЗИС-4. Эта пушка, разработанная весной 1941 года на базе противотанковой пушки ЗИС-2, должна была поступать на вооружение модернизированных Т-34М, выпуск которых в связи с началом войны так и не был налажен. Правда, и производство ЗИС-4 началось только в августе 1941 года - до этого приоритет отдавали ее противотанковому варианту ЗИС-2. Всего было изготовлено около трех десятков ЗИС-4, 10 из которых Харьковский завод № 183 в сентябре 1941 года установил на танки Т-34.5 октября 1941 года все эти танки (кстати, приводимые некоторыми авторами обозначение "танк-истребитель" является неверным, Т-34 с 57-мм пушкой никакого особого обозначения не имел), вместе с 12 обычными (то есть с 76-мм пушками Ф-34) тридцатьчетверками транспортом № 21/414 направили во Владимир. Здесь все 22 машины поступили на укомплектование 21-го танкового полка 21-й танковой бригады. В октябре - ноябре 1941 года эта бригада воевала под Калинином, где потеряла все тридцатьчетверки с 57-мм пушками ЗИС-4.
Кроме того, бои под Москвой стали первыми, в которых использовались новые образцы танков, созданных в условиях военного времени - это Т-30 и Т-60. Первые представляли собой неплавающий вариант танка Т-40[1], от которого они отличались отсутствием водоходного оборудования и ниши для гребного винта. Т-30 вооружались 12,7-мм пулеметом ДШК, а с сентября 1940 года - 20-мм автоматической пушкой ТНШ (изготовлена на базе авиационной ШВАК). Танки Т-30 производились заводом № 37 в Москве в сентябре-октябре 1941 года (по отчету военпреда принято 200 машин в сентябре и 138 в октябре). Из этого количества в танковые бригады, действующие на Московском направлении за указанные два месяца отгрузили 308 машин (91% изготовленных). В январе-феврале 1942 года еще 247 Т-30 собрали на заводе № 38 в Кирове. Таким образом, в обороне Москвы участвовало 50% всех произведенных Т-30.
Что касается танков Т-60, то их боевой дебют состоялся также под Москвой. Первые серийные шестидесятки (5 машин) Горьковский автомобильный завод собрал 13 сентября, после чего начался их выпуск. А первой из танковых частей Т-60 получила уже упоминавшаяся 21-я танковая бригада - 10 машин. Все они были потеряны в боях в октябре-ноябре на Калининском направлении.
Еще одной любопытной, но мало известной боевой машиной, воевавшей под Москвой, стал бронированный трактор ХТЗ-16. История его появления такова.
В июле 1941 года из-за больших потерь Красной Армии в танках принимается решение о разворачивании массового выпуска бронированных тракторов. В сжатые сроки конструкторы НАТИ спроектировали несколько вариантов таких машин. Для изготовления приняли вариант, получивший обозначение ХТЗ-16 (или Т-16). Он представлял собой шасси сельскохозяйственного трактора СТЗ-5, на которое монтировался корпус, сваренный из 10-30 мм бронелистов. Вооружение машины состояло из 45-мм танковой пушки, спаренной с пулеметом ДТ, установленной в лобовом листе корпуса. Орудие имело ограниченные углы обстрела по горизонту, поэтому ХТЗ-16 являлся скорее самоходной установкой, хотя в документах того времени проходил как "бронетрактор". При боевой массе 8,625 т с экипажем их трех человек он развивал максимальную скорость 19,5 км/ч и имел запас хода в 120 км. Конечно, боевая ценность ХТЗ-16 была невысока, это было попыткой хотя бы как-то восполнить колоссальные потери в танках.
Исторические взгляды идеологов
российского либерализма. Историческая
концепция К.Д. Кавелина
Применяя триадическую схему Гегеля, Кавелин
выделяет в истории России три этапа: родоплеменной (тезис), семейный, или вотчинный (антитезис) и государственный (синтез). Первый этап приходится на время княжения Ярослава Мудрого, который «задумал основать государственный быт на Руси и утвердил ее политическое единство на родовом начале». В ...
История водопровода Москвы. Сколько же лет московскому
водопроводу?
Вплоть до 1804 года (заметьте, в этом году исполняется 200 лет) москвичи пили воду из Москвы-реки, Неглинки и других речек, протекающих по территории города. Однако, сказать, что до этого времени в Москве не было системы водоснабжения было бы неправильно. Люди богатые выкапывали во дворах своих городских усадеб колодцы и целые пруды, за ...
Разработка и принятие Конституции 1791г.
Конституция 1791 г. При самом создании генеральных штатов в 1789 г. и со стороны привилегированных классов, и со стороны буржуазии одинаково раздавались голоса за ограничение королевской власти. 9 июля национальное собрание, принявшее название учредительного, приступило к рассмотрению вопросов относительно будущей К. и слушало мемуары М ...