История » Курдская проблема в Турецкой Республике (80–90-е гг. ХХ века) » Социально-экономическое и правовое положение курдского населения восточных вилайетов Турции. Экономическое и социальное развитие северо-западного Курдистана

Социально-экономическое и правовое положение курдского населения восточных вилайетов Турции. Экономическое и социальное развитие северо-западного Курдистана
Страница 1

В анализируемый период наблюдается обострение курдской проблемы в Турции. Сущность ее состоит в экономической отсталости районов, в политическом бесправии курдского народа, медленном развитии его общественной и культурной жизни, игнорировании его национальных прав.

Курдский вопрос уже многие годы занимает особое место в общественном развитии страны, поскольку он существенно влияет на социально-экономические, политические и национальные процессы.

Турецкий Курдистан продолжает оставаться самым отсталым районом страны, имеющим свои особенности. Курдское население компактно проживает в восточных и юго-восточных вилайетах. Эта территория занимает примерно 230 тысяч квадратных километров[1]. Подавляющее большинство приходится на вилайеты: Агры, Адыяман, Бингель, Битлис, Ван, Газиантеп, Диярбакыр, Каре, К-Мараш, Малатья, Мардин, Муш, Сиирт, Урфа, Хаккяри, Элязыг, Эрзинджан, Эрзурум. Вне Турецкого Курдистана курды проживают в Стамбуле, Анкаре, а также в некоторых городах центральной и западной Анатолии [2].

Численность населения в 19 вилайетах, в которых проживают курды, по подсчетам Гасратяна М.А., в 1985 году составляла 9 млн. 350 тыс, в 1990 - 10 млн. 392 тыс. и в 1997 году - 11 млн. 700 тыс., или 18% от общего числа жителей страны[3], которое на 1996 г. составляла 62,7 млн. человек [4]. Вместе с тем 3 млн. курдов проживало в Стамбуле и других крупных городах центральной и западной части Турции. Таким образом, в 1997 году проживало 13 млн. курдов [5]. Тем не менее, эти подсчеты не могут охватить численность всех курдов, проживавших вне Турецкого Курдистана. По данным курдских источников, к середине 90-х годов в стране проживало около 20 млн.[6]. По этому поводу хочется заметить, что турецкая статистика, как правило, не дает правильной картины национального состава страны: в бюллетенях переписи отсутствует графа о национальной принадлежности. Она заменена графой о родном языке.[7] К тому же в условиях Турции многие курды нередко были вынуждены скрывать свою национальность. Все это дает основание полагать, что фактический процент нетурецкого населения был выше. Тем не менее, поскольку нет других статистических данных о национальном составе Турции, исследователи в своих подсчетах исходили из официальных демографических переписей.

Прирост населения с 1986 по 1990 составлял в среднем 2,2% ежегодно и не менялся в последующие годы. Высокий прирост населения объясняется во многом высокой рождаемостью. В свою очередь, высокая рождаемость в Курдистане объясняется сохранением ранних браков и многодетности семей (6-7 в среднем на семью). Высокая рождаемость у курдов в немалой степени является защитной реакцией на высокую младенческую смертность и на большие потери населения в военных действиях. Тяжелое социально-экономическое положение характеризуется и общим высоким уровнем смертности. В 1988 году он был равен 23% , в то время как для Турции он 7-8%. К середине 90-ых в Турецком Курдистане один врач приходился на 14 тыс. жителей, в то время как в Турции - на 5,2 тыс. . Поэтому неудивительно, что детская смертность к тому времени составляла 35-45%. Средняя продолжительность жизни в Курдистане составляла в 80-ых примерно 42 года [8]. Несмотря на отсутствие курдских школ, на запрет издавать газеты, журналы и другую литературу на курдском языке, ассимиляторскую в целом политику турецких правящих кругов, запрещающую использовать курдский язык, около 70% курдов сельской местности не знают турецкого и говорят, как правило на родном языке [9].

Доля грамотных (от 6 лет и старше) составляла 56% на 1985 год. Важно отметить, что уровень грамотных у мужчин и женщин неодинаковый в городах (среди мужчин - 69%, женщин - 46%) он выше, чем в сельской местности (мужчины - 28%, женщины - 11%). Таким образом, эти районы занимают одно из последних мест по уровню грамотности населения страны. Для сравнения можно отметить, что уровень грамотности турецкого населения в 1987 году составлял 78% [10]. Низкий показатель грамотности у курдов в Турции объясняется, прежде всего, ассимиляторской политикой власти, а также острой нехваткой школ и учителей, сохраняющейся традицией не поощрять учебу детей особенно девочек, отсутствием учебников на родном языке, нестабильностью политической ситуации, которая часто приводила к закрытию учебных заведений.

Важную роль в духовной жизни курдского населения играет религия - главным образом ислам суннитского толка. Вместе с тем, по некоторым данным, около 2 млн. курдов исповедует шиизм, 250-300 тыс. – езидизм [11].

Страницы: 1 2 3

Концепции социалистического аншлюса и Дунайской Федерации
Крушение Австро-Венгрии и образование на ее территориях новых независимых государств поставило австрийских социалистов перед необходимостью смены идеологических ориентиров в национальном вопросе. Они вынуждены отказаться от защиты идеи целостности Австро-Венгрии, разработав ряд новых концепций, в частности, концепцию "социалистичес ...

Государственное устройство Польши в XIV -XV вв
Период с середины XIV до конца XV вв. принято выделять как время существования в Польше сословной монархии, которой на смену в XVI – XVIII вв. пришел режим "шляхетской демократии", которая, в сущности, тоже была моделью сословного устройства государства, но с совершенно особыми чертами, которые позволяют противопоставить ее &q ...

Храмовые сооружения
В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец - храм Ментухотепа I долине Деир-эль-Бахари (западный берег Нила). Первое, бросающееся в глаза новшество, изменение местности: не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Второе - усложнение композиции заупокойного храма, состоящего и ...