Гродно в 1921-1939 гг.Страница 3
Проводилась целенаправленная политика по увеличению в Западной Беларуси количества поляков из центральных и западных регионов Польши, которые должны были стать надежными проводниками политики полонизации и колонизации Западной Беларуси. В то же время учителя-белорусы оставались безработными и направлялись на переподготовку в Краков. После переподготовки они вынуждены были преподавать на территории этнической Польши.
Необходимо отметить, что политически активная и организованная часть западнобелорусского общества пыталась отстоять в 20-е гг. свое законное право на получение образования на родном языке. Наиболее полно это проявилось в деятельности белорусских депутатов в польском сойме.
В начале 1924 г. в Париже был создан Комитет угнетаемых Польшей наций, который добивался реализации на практике прав, которые предоставлялись национальным меньшинствам польскими законами и международными пактами. Международное давление вынудило польское правительство принять в 1924 г. “Закон о языке и организации школьного дела для национальных меньшинств”. Согласно этому закону, в национальных окраинах разрешалось, при выполнении ряда условий, открывать национальные школы для представителей меньшинств с родным языком обучения.
Однако польские власти данный закон не собирались претворять в жизнь. В результате его практической реализации открывались преимущественно школы с двумя языками обучения. В Западной Беларуси были польско-белорусские школы, которые рассматривались польским правительством в качестве промежуточного этапа осуществления полонизации в сфере образования.
В конце 20-х гг., в связи с борьбой польского “санационного” правительства с радикальным коммунистическим движением, были на некоторое время замедлены темпы полонизации образовательной сферы. Однако уже в начале 30-х гг. наблюдается нарастание давления на белорусскую национальную школу в Западной Беларуси с целью ее окончательной ликвидации.
Осуществление целенаправленной политики полонизации образовательной сферы привело к тому, что к 1939 г. в Западной Беларуси не осталось ни одной белорусской школы. Были закрыты белорусские гимназии в Гродно, Будславе, Городке, Клецке, Новогрудке, Несвиже и Радашковичах. Исключением из этого можно считать разве только Виленскую белорусскую гимназию, созданную в 1919 году, которая в середине 30-х гг. стала филиалом Польской государственной гимназии.
Необходимо подчеркнуть, что дипломы о среднем образовании выпускников белорусских гимназий до 1929 г. не признавались польскими властями, что автоматически закрывало им путь в польские вузы. Поэтому белорусы вынуждены были продолжать свое обучение в высших учебных заведениях Чехословакии. Руководство этой страны ежегодно выделяло определенное количество мест и стипендий для студентов – уроженцев Западной Беларуси.
С целью создания надежной опоры в Западную Беларусь было направлено большое количество переселенцев из западных и центральных воеводств Польского государства, которых привлекала возможность быстрого карьерного роста и обеспечения финансового благосостояния. Чиновники и военные колонисты, религиозные деятели и учителя являлись проводниками ассимиляционной политики на “крессах восточных”. К тому же официальная статистика должна была продемонстрировать всему миру абсолютное превосходство польского этнического элемента в Западной Беларуси. Так, в частности, согласно материалам официальной статистики в 1931 г. в Новогрудском, Полесском и Виленском воеводствах к числу поляков было отнесено почти все белорусское население католического вероисповедования и частично – даже православного. Часть населения численностью 707 тыс. человек, преимущественно жители Полесья, по причине их низкого национального самосознания, была отнесена к числу т. н. “тутэйших”, которых официальные власти зачисляли к польскому этносу.
Аттика в архаический период
Вследствие состояния исторических источников наиболее рельефно процесс становления греческого полиса прослеживается относительно одной из областей Греции - древней Аттики с ее центром в Афинах. Источники свидетельствуют, что на протяжении архаического периода положение аттического крестьянства резко ухудшилось. Все это происходило на фо ...
Московия. Протоколы Ям-Запольского перемирия. Введение
Протоколы Ям-Запольского перемирия представляют собой документальную запись переговоров о мире. Ценность их тем более велика, что велись они непосредственно на заседаниях и обрабатывались в тот же день. Русские же документы в виде отчета о ЯмЗапольских переговорах (см.: Успенский Ф. И. Переговоры о мире между Москвой и Польшей в 1581— 1 ...
Правовое положение этнических меньшинств
Австрийской Республики
На сегодняшний день национальные меньшинства Австрийской Республики, а так же их язык и народность пользуются охраной закона. Федеральный закон Австрии четко определяет те народы, которые действительно относятся к этническим меньшинствам. А ими являются народы, проживающие в отдельных частях территории Федерации и происходящие из этих м ...