Внутренние и политические события после «Великого Посольства» и до начала Северной
войныСтраница 1
Путешествие Петра было великим событием, с которого началась преобразовательная деятельность государя, и русское общество пошло безвозвратно по новому пути сближения с Европой. С этих пор открывается кипучая, неутомимая деятельность Петра и во внешних, и во внутренних делах. Началом преобразований было изменение внешних признаков, рознивших русскую жизнь от европейской. Петр на другой же день после прибытия своего в Москву 26 августа в Преображенском дворце собственноручно начал обрезать бороды, дана была пощада при дворе двум старикам: Стершневу и Черкасскому. Всем близким к царю людям было велено одеться в европейские кафтаны. Всё войско велено нарядить в форменную одежду по европейскому образцу. Бородобритие и перемена одежды с первого раза возбуждали ужас и показывали, что Петр не будет оказывать снисхождение обычаям древней русской жизни, принявшим религиозное значение. Исстари в русской литературе существовали приписываемые святым мужам поучения о сохранении бороды, борода у мужчин считалась не только признаком достоинства, но и нравственности; бритьё бороды считалось блудным, гнусным делом. Бритый человек, если он не был иноземцем, возбуждал к себе презрение, и вдруг сам царь приказывает русским людям учинять над собою «развратное дело». Что касается иноземцев, то русские признавали за ними знание разных хитростей и готовы были пользоваться их службою России, но считали их еретиками, а свой народ избранным божьим народом. В глазах русских согласные с уставом православной церкви обычаи почитались святыми, богоугодными, наравне с самою церковью.
И не выезжая за границу, Петр знал, что Россия отстала от передовых стран. Увиденное за границей потрясло его. Потрясло дистанцией, которую Россия должна пройти, чтобы стать вровень с сильнейшими державами. Надо догонять других не только в торговле, но и промышленности, в науке, культуре. И в первую очередь нужны для этого свободные, просторные морские дороги.
Он вернётся на родину, и поедет смотреть, как строят корабли в Воронеже и напишет оттуда в письме одному из соратников: «…облак сомнения закрывает мысль нашу, да не укоснеет сей плод, яко фиников, которого насаждающи не получают видеть». Финиковые пальмы начинаю плодоносить не раньше как через двадцать лет поле посадки. Человек, посадивший дерево, может и не дождаться его плодов. У Петра сомнения: будут ли сделаны хорошие корабли, будет ли у России военно-морской флот? Но его вера в возможности России крепкая: «Обаче надеемся с блаженным Павлом, – пишет он в следующей строке, – подобает деятелю от плода вкусити».
Вообще он был доволен, но некоторые суда – по замечанию адмирала Крейса – велел переделать. У Петра всё ещё было намерение вести войну с Турцией. И он всё надеялся, что римский император будет поддерживать его стремления к утверждению русского владычества на Чёрном море. Вышло, однако, не так, открылись переговоры о мире между Австрией и Турцией в Карловице; там, на съезде участвовали послы: венецианский, польский и русский – думный дьяк Возницын. Посредничество о заключении мира взяли на себя Англия и Голландия и послали на съезд своих представителей. Возницын хлопотал, чтобы Турция, кроме завоёванных Россиею мест, уступила ещё один пункт в Крыму (Керчь), но австрийские уполномоченные не стали поддерживать требования русского посла и заключили с турками особый мир. Польский посол так же объявил, что Речь Посполитая не в силах продолжать войну с турками. Возницыну ничего не оставалось со своей стороны, как также предложить мир, но турки не хотели мириться иначе, как на условии уступки им завоеванных городов. Возницын заключил с турками перемирие на два года.
Воротившись из Воронежа, Петр приступил к внутренним преобразованиям в управлении, которыми началась ломка всего старого и введение новых порядков на европейский лад. 30 января 1699 года последовал указ об утверждении бурмистерской палаты. До сих пор торговые и промышленные люди находились в введении приказов и воевод; по новому указу они были изъяты от прежних ведомств и вместо того должны были в Москве выбирать погодно бурмистров, составляющих бурмистерскую палату, иначе называемую ратушею. Это учреждение ведало судом и расправой между купцами и управляло сбором всех окладных доходов и разных собираемых пошлин. Один из выбранных бурмистров в течении месяца по очереди был председателем. Затем во всех городах, посадах и слободах торговые и промышленные люди также не подлежали суду воевод, а должны были из своей среды для суда, расправы и сбора неокладных доходов выборных земских бурмистров. Таможенные и кабацкие доходы поступали в заведование других выборных же бурмистров, называемых таможенными и кабацкими бурмистрами, которые вместе с земскими составляли земскую избу. Земские избы находились в зависимости от одной московской бурмистерской палаты, или ратуши. Новое учреждение ратуши с бурмистрами устранило по закону воевод от заведования торговыми людьми, но они всё ещё по старинке притесняли приезжих торговцев. Так делалось в разных городах, и за это воевод велено было судить в ратуше. Образец такого управления Петр в старом европейском муниципальном городском строе, который уже прежде его перешёл в Малороссию в виде магдебургского права с той разницей, что Петр сосредоточил и связал крепче этот строй посредством подчинения всех земских изб в государстве центральному, такому же по существу своему месту, находившемуся в столице. Это учреждение предпринято было с тем, чтобы избавить торговое промышленное сословие от тех притеснений, какие они терпели от приказов и воевод, но главным образом на умножение дохода, потому что при прежнем управлении были постоянные недоборы. Затевая великие дела, Петр, естественно, нуждался в средствах, и потому умножение государственных доходов сделалось у него главнейшей целью, которую он преследовал во всё своё царствование со свойственной ему страстностью.
Законы Ману. Законы Ману: общая характеристика
В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Совреме ...
Тобольск
В революционных условиях временное правительство сочло за лучшее, чтобы семья бывшего царя покинула дворец. Обсуждались разные варианты - в частности, Евгений Сергеевич Боткин, лейб-медик императорского двора, настаивал на Ливадии, доказывая, что в теплом климате Александра Фёдоровна могла бы чувствовать себя лучше.
Была также возможно ...
История расчленения Украины как исторический процесс
В начале 20-х годов XIII в. на подступах к Руси-Украине из глубин Азии и Дальнего Востока появились воинственные племена монголов и татар. На это момент обладатель Монгольского государства Чингисхан (большой хан) покорил Северный Китай, Южную Сибирь и Среднюю Азию.
Огромная империя покорила полсвета, ее спасение было только в последующ ...