Культура древнегреческого полисаСтраница 1
Древнегреческая цивилизация создала богатую и разнообразную духовную культуру. Большую роль в ее становлении и расцвете сыграл полис, в котором само устройство жизни побуждало человека раскрывать лучшие свои способности.
Уже в VII-VI вв. до н.э. в Греции зарождается философия.
Первых греческих философов интересовало, прежде всего, устройство и происхождение окружающего мира. Чтобы решить эти сложные вопросы, они обращались не к мифам, а к изучению природы. Поэтому первоначально философия была тесно слита с медициной, астрономией, математикой и другими науками, находившимися еще в зачаточном состоянии. Так, древнейший из известных нам философов Фалес (VII-VI вв. до н. э) считался основоположником математики и астрономии. Другой известный мыслитель - Анаксимандр (VI в. до н. э) впервые вывел один из самых важных законов физики - закон о сохранении энергии и создал первую геометрическую модель Вселенной.
Первые попытки понять законы природы были, конечно, несовершенны с точки зрения современной науки, но важно другое: теории строения мира создавались не на основе мифов, а не на основе научных знаний.
Философы искали разгадку происхождения мира и его разнообразия в самой природе. Мир представлялся им как единое целое, поэтому философы считали, что в основе всех вещей, сколь бы различны они ни были, лежит некий первоэлемент. Так, для философа Фалеса первоэлементом была вода, которая претерпевает бесконечные превращения и создает все, что человек видит вокруг себя. Другой философ, Анаксимен (нач. V в. до н. э), считал первоэлементом воздух: сгущаясь, он образует воду, землю, камни и другие вещи. [6] Поскольку в каждой из них содержится разное количество первоэлементов, мир разнообразен, одна вещь не похожа на другую. Гераклит (кон. VI в. до н. э) считал первоэлементом огонь, но главным в его учении было то, что мир находится в постоянном движении, изменении и борьбе противоречий, что вокруг нет ничего постоянного. Учение Гераклита отразилось в его крылатых изречениях: "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку", "Все течет, все меняется".
Однако философы в Греции занимались не только сложными вопросами происхождения и устройства мира. В атмосфере бурной политической жизни полисов, напряженных споров в народных собраниях родилось другое направление, изучавшее, прежде всего человека и общество. Это направление, которое называлось софистикой, появилось в V-IV вв. до н.э. и распространялось по всей Греции, но особенно популярным было в Афинах.
Софисты, анализируя природу человека, задумывались и о том, насколько он способен познать окружающий мир, насколько правильно его восприятие. Один из софистов, философ Протагор (V - начало IV в. до н. э), сказал об этом: "Человек есть мера всех вещей". Тем самым он показал, что истина субъективна, ибо человек сам создает и оценивает ее; говоря о мире, он вносит в свои суждения много личного. [7]
О каждой вещи бывает два совершенно противоположных мнения.
"Относительно богов я не знаю, существуют они или нет, потому что есть много вещей, препятствующих пониманию этого: неясность предмета и краткость человеческой жизни". Из высказываний Протагора.
Подтверждая свою правоту, софисты сравнивали законы и моральные нормы, принятые в разных полисах. Видя, что справедливость понимается людьми далеко не одинаково, они делали вывод о том, что о каждой вещи можно судить двояко. Поэтому на занятиях ученики часто получали задание произнести аргументированные речи "за" и "против". Конечно, софистика могла привести к скепсису, зато она приучала к широте взглядов, вырабатывала умение понять чужую точку зрения.
Жизнь в полисе давала человеку большие возможности реализовать себя, а это, в свою очередь, пробуждало интерес к личности - к разнообразию и неповторимости человеческих характеров, эмоций.
Индивидуальное начало ярко отразилось в литературе. Еще в VII-VI вв. до н.э. возник особый литературный род - лирика (от греческого слова "лира" - музыкальный инструмент), в которой описывались не события (как, скажем, в эпосе Гомера), а человеческие эмоции. В лирике раскрывался внутренний мир человека и, в конечном счете, утверждалась ценность личности.
Чечня в 16-17 вв.
Из народов, населявших Большой Кавказ, чеченцы были первыми, кто установил тесные отношения с русскими. Первый чеченский историк и просветитель XIX в. У. Лаудаев приводил чеченские предания о поселении в "давние времена" русских в Чечне. Он связывал эти предания с ослаблением Золотой Орды и усилением Московского государства. С ...
Причины быстрого падения династии Цинь
Для введения новых порядков применялись самые крутые меры. В стране царил террор, всех, кто высказывал недовольство, казнили со всем родом, по закону круговой поруки "соучастников" обращали в рабство. За счет порабощения массы военнопленных и осужденных судами число государственных рабов в империи оказалось огромным. Их труд ш ...
Отставка Суворова. Ссылка в Кончанское.
Когда наступил 1796 год. Суворов по-прежнему возглавлял русские войска, расположенные на юго-западе России. Из Тульчина он внимательно следил за развитием событий на Рейне и в Италии. Он все более склонялся к мысли, что в ближайшем будущем Франция станет противником России. Он справедливо видел в действиях буржуазной Франции захватничес ...