Введение
Страница 3

Дальнейшее развитие капиталистического уклада и начало разложения феодальной системы в 1-й половине 19 века породило в общественной жизни явление дворянской революционности, направленной на уничтожение феодальной системы и утверждение нового, буржуазного строя.

Для правительственной политики 1-й половины 19 века характерно укрепление сословных начал: дворянство как сословие стало более замкнутым, были повышены классы чинов, дававших право на личное и потомственное дворянство, резко поднят ценз для участия в дворянских собраниях.

Отмена крепостного права 19 февраля 1861 означала крушение феодальной системы, представлявшей основу социальной и политической силы дворянства. Тем не менее в условиях утверждения капиталистических отношений сохранялись значительные остатки феодальной системы, прежде всего дворянское землевладение. За дворянами числилось в итоге реформы около 80 млн. десятин земли, в 1877–73,1 млн. дес., в 1905–53,2 млн. дес. На 1877 г. это составляло около 80% всей частновладельческой земли, на 1905–62%. Вместе с тем общий объём дворянского землевладения сократился за 40 лет на 41%. Однако в 1877 г. в Европейской России 30 тыс. помещичьих семей (около 150 тыс. чел.) имели 70 млн. дес. земли, на долю 10,5 млн. мелких крестьянских дворов (около 50 млн. чел.) приходилось 75 млн. дес.

Дворянство в пореформенной России сохранило свою корпоративную организацию, а также господствующее положение в управлении страной, особенно в органах местного управления: предводитель дворянства возглавлял уездное по крестьянским делам присутствие, дворянское собрание избирало непременного члена губернского присутствия, дворяне возглавляли училищные советы, занимали первое место в воинских присутствиях и определяли личный состав мировых судей. В созданных в 1864 г. земствах дворянству отводилась преобладающая роль. «Контрреформы» ещё более усилили роль дворянства в местном управлении. Закон 1889 г. о земских участковых начальниках (только из потомственных дворян) передал в их руки судебно-административную власть на местах. Земская контрреформа 1890 г. утвердила их первенствующее положение в земстве. Одновременно правительство принимало меры для поддержания экономического положения дворянства (учреждение Государственного дворянского земельного банка, 1885 г.). Однако экономическое развитие России привело и к тому, что некоторая часть дворянства обуржуазивалась.

Политическая активность дворянства и его контрреволюционная роль возросли в начале 20 века. Во время Революции 1905–07 гг. дворянство было главной опорой самодержавия в борьбе с революционным движением. В 1906 г. был создан «Совет объединённого дворянства», ставший центром реакции и имевший огромное влияние на правительство. Под угрозой новой революции складывался контрреволюционный блок дворянства и верхушки буржуазии. После Февральской революции 1917 г. председатель дворянского Земского союза князь Г.Е. Львов возглавил Временное правительство.

Октябрьская революция уничтожила дворянское землевладение [Декрет о земле 26 октября (7 ноября)], что фактически ликвидировало дворянство как привилегированное сословие. 10 (23) ноября был принят декрет ЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов.

Страницы: 1 2 3 

Общественно-политическое и национальное движение. Национальное угнетение
В развитии украинской капиталистической нации переплетались между собой две тенденции — пробуждение национального движения и укрепление межнациональных отношений. Это обусловливалось, во-первых, ростом национального самосознания, которое противостояло эксплуататорской политике русского царизма и австро-венгерской монархии и, во-вторых, ...

Скаутские законы и Скаутское обещание.
Один из принципов скаутского метода - жизнь на основе обещания и скаутских законов. Давая Обещание, вступая в скауты, ребенок добровольно принимает на себя важные обязательства (Долг перед Богом, миром, страной, людьми, собой), которые будут определять его дальнейшую жизнь («Честным словом обещаю по мере сил моих выполнить свой долг пер ...

Традиции скаутов. Скаутский метод.
Воспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Составляющая метода – воспитание через дело. Воспитание скаута строится на его личном опыте, на основе уникального «Я», вовлеченного в практическую деятельность, «Обучение посредством делания – вот лозунг, полнее всего суммирующий современные попытки связать детей с действител ...