ВведениеСтраница 1
Развитые экономика и политический строй булгар, наличие единой территории, государственности, сложение народности предполагают и развитую духовную культуру.
Актуальность исследования данной темы несомненна. Вполне справедливы указания ряда крупных наших ученых на огромное значение культуры для понимания истории. Действительно история народов выражалась не только в развитии экономики и в политических событиях, но и во всем богатстве духовной и художественной деятельности людей. В этом проявляется единство историко-культурного процесса.
Изучение духовной культуры Волжской Булгарии представляет значительную важность потому, что это государство сыграло существенную роль в судьбах народностей Поволжья и Приуралья, в той или иной степени унаследовавших культурные достижения волжских булгар. Следовательно, без знания духовной культуры Волжской Булгарии нельзя в полной мере осмыслить и оценить культурные завоевания современных народов Поволжско-Приуральского региона.
Предметом изучения данной работы будет Духовная культура Волжской Булгарии с VIII вв. до XIII вв. в период ее становления как единого государства с развитой духовной культурой.
Для определения процессов создания элементов духовной культуры были поставлены следующие задачи.
В первой главе: определить с какого периода происходили значительные изменения в области культуры; проследить, как развивалась в то время в стране с/х, ремесленное производство и торговля; проанализировать, как повлияла на духовную и культурную жизнь булгар принятие ислама.
Во второй главе: показать, как тесные культурные связи с арабским миром повлияли на развитие в стране научных знаний, посвящения и литературы; определить уровни их достижения; раскрыть влияние мусульманизированности страны на развитие всей духовной культуры Волжской Булгарии.
Хронологические рамки работы охватывают период от формирования Волжской Булгарии как государства VII-X вв., до золотоордынского периода 1236-XIV вв., т.е. до монгольского нашествия.
Историю Волжской Булгарии принято подразделять на три крупных периода: раннебулгарский (VIII – первая четверть X вв), домонгольский (вторая четверть X – нач. XIII вв) и золотоордынский (1236 – XIVвв).
Временем значительного экономического, культурного развития и государственной самостоятельности Булгарии явился домонгольский период, т.е. период до монгольского нашествия.
Основу экономики страны составляли развитое для своего времени сельское хозяйство, ремесленное производство и разветвленная торговля. Главной отраслью сельского хозяйства было пашенное земледелие. Наряду с земледелием большое значение в сельском хозяйстве страны имело животноводство, которое служило источником сырья для ремесленного, прежде всего кожевенного и косторезного производства. Уже в период формирования государства основные ремесла становятся самостоятельными с выполнением изделий по заказу или же на рынок. К таким производствам относятся черная и цветная металлургия, кузнечное, стеклодельное, гончарное, кожевенное, косторезное, деревообрабатывающее, ювелирное ремесла.
Волжская Булгария возникла в районе слияния Камы с Волгой, т.е. на важнейших торговым магистралях Азии и Европы. Была развита не только булгарская внутренняя торговля, но и производство ряда товаров в экспорт.
Градостроительство и городская культура в целом стояли на весьма высоком уровне. Подавляющее большинство булгарских городов датируется домонгольским периодом. Такие крупные города, как Биляр, Булгар, Сувар, "Муромский замок", Ошель, Джукетау, возникшие еще в X в., были хорошо известны далеко за пределами страны. Следует отметить, что упомянутые здания - самые ранние кирпичные сооружения в Восточной Европе - свидетельствуют о высоком уровне инженерно-строительного дела и архитектурной мысли в Волжской Булгарии домонгольского периода.
Вопросы социально-политического развития Волжской Булгарии до сих пор волнуют многих исследователей. Нам представляется, что она в своем социально-политическом развитии прошла примерно тот же путь, что и Древняя Русь и другие западные средневековые государства, но со значительными элементами, характерными для государств мусульманского мира.1
Живопись.
Новые церкви, которые строились иноземными и русскими зодчими, расписывались и снабжались иконами большей частью русскими мастерами. Так, в 1481 году иконописцы Дионисий, поп Тимофей, Ярец и Коня, «написали деисус с праздники и пророки вельми чюден в новую церковь Пречистыя Богородицы соборные в Москве»; в 1488 году мастер Долмат иконоп ...
Иранцы юга и греческие колонии в Северном Причерноморье
Согласно старейшим письменным источникам, древнейшим населением Северного Причерноморья были киммерийцы. Именно их называет «отец истории» Геродот, которому мы обязаны основным комплексом известий об этом регионе в древности. Согласно Геродоту, киммерийцы были вытеснены со своей территории скифами и, спасаясь от последних, бежали вдоль ...
Освобождение от ига Золотой Орды
Русские княжества не вошли непосредственно в состав Монгольской феодальной империи и сохранили местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась баскаками. Русские князья получали ярлыки на владение своими княжествами. Власть поддерживалась карательными походами и репрессиями против некоторых князей. До начала 60-х ...