ВведениеСтраница 4
Ислам первоначально внедрялся в Булгарию как бы стихийно, посредством экономических, торговых связей с мусульманскими центрами, а также в результате активной деятельности миссионерской деятельности 4
В центрах мусульманского мира шли ожесточенные споры о верном понимании, толковании Корана. Возникли различные течения, ереси, о которых булгары, несомненно, были осведомлены и сами испытывали немалые затруднения. Этим, очевидно, и объясняется то, что одной из задач багдадского посольства 922 г. к булгарам было разъяснение основ мусульманской религии.
Важность точных знаний предписаний шариата проистекала и из того обстоятельства, что Волжская Булгария была наиболее северной страной мусульманского мира и являлась распространителем ислама среди языческих народов региона. Под влиянием булгарских миссионеров ислам проник к башкирам, к некоторой части финно-угорских народов.
4 Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Учеб. пособие. – Казань, ТАРИХ, 2001 – 544 с.
Следствием активной пропаганды ислама явилось и то, что к XIII в. Булгария стала одной из самых мусульманизированных стран.
Булгарское богословие развивалось по следующим направлениям: сочинения теологического и религиозно-дидактического характера; трактаты, направленные против язычества, ереси; богословие, служившее религиозной просвещенности, обучению в начальных школах и миссионерству.
С X в. усиливается сбор и изучение хадисов – преданий о словах и делах пророка Мухаммада 5.
Многие сочинения булгарских богословов получили широкую известность на мусульманском Востоке. Неправомерно было бы все эти сочинения считать чисто религиозными. В них отражалась борьба канонического и обыденного ислама, разных течений в нем. Немало было в них стремления философского осмысления мира. Религиозно-дидактические произведения затрагивали морально-нравственные устои общества.
Профессиональные знания, науки достигли в Волжской Булгарии передового для своего времени уровня. Их развитие было связано, в первую очередь, с внутренними потребностями булгарского общества. Булгарские ученые писали свои научные трактаты на арабском языке, на языке науки мусульманского мира. И они были предназначены как для внутреннего ученого употребления, так и для всего мусульманского мира. Это способствовало распространению булгарских научных трактатов и развитию самой булгарской науки.
Наука в целом в Волжской Булгарии стала не только определенной областью знания, но и достигла заметных успехов. Об этом свидетельствует известность булгарских научных трудов в странах мусульманского Востока. Само развитие науки было своеобразным откликом Волжской Булгарии на Восточное Возрождение.
5 Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии X - начала XIII вв. – Казань, 1986 – 123с.
Булгарская литература домонгольского периода и ее характерные черты восстанавливаются далеко не в полном виде. Скудность литературных источников не следует рассматривать как следствие слабого развития литературы булгар. В истоках булгарской литературы лежит богатое поэтическое творчество, на основе которого формировались эстетические, этические воззрения народа, вырабатывались определенные формы повествования, структура стиха, развивался булгарский язык. В дальнейшем булгарский фольклор сопутствовал литературе, стал неисчерпаемым источником сюжетов, форм для булгарской художественной литературы.
Своим быстрым ростом булгарская литература, прежде всего, обязана высокому уровню развития и роли булгарского языка в обществе. Арабский язык был лишь языком науки и религии. Булгарский язык являлся и языком дипломатии.
Соединение устной речи с письменностью дало качественный скачок в формировании и развитии литературного языка и различных литературных жанров. Благодаря письменности булгары могли проявить и выразить себя, а также познакомиться с достижениями других народов. На основе письменности шлифовался, корректировался и сформировался общебулгарский литературный язык. Близость волжско-булгарского языка у другим тюркским языкам (кипчакскому, огузскому, уйгурскому) дала возможность взаимно обмениваться литературными достижениями.
Истоки детского движения
Истоки пионерского движения лежат в скаутинге. Скаутское движение (англ. Scouting[1]) – всемирное детское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодежь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на откр ...
Общественно-экономическое и политическое развитие Украины в 50-60-х гг. ХХ в.
Период с 1953г по 1964г. вошел в историю СССР и Украины под названием "хрущевской оттепели". Это было время, когда во главе Компартии и всего советского народа стоял Н.С. Хрущев, с именем которого были связаны важные перемены в общественной жизни и в экономике страны.
Несмотря на то, что Хрущеву не удалось вскрыть подлинные п ...
Общество и вооруженные силы России в начале XX века
Рубеж веков был переломным временем в истории России. Резкие изменения были заметны во всем: бурный экономический подъем 90-х гг. сменился кризисом начала XX в.; реакционного, но с твердым и миролюбивым характером Александра III сменил не менее реакционный, но упрямый и слабовольный Николай II, охотно втянувшийся в дальневосточную авант ...