Введение
Страница 4

Ислам первоначально внедрялся в Булгарию как бы стихийно, посредством экономических, торговых связей с мусульманскими центрами, а также в результате активной деятельности миссионерской деятельности 4

В центрах мусульманского мира шли ожесточенные споры о верном понимании, толковании Корана. Возникли различные течения, ереси, о которых булгары, несомненно, были осведомлены и сами испытывали немалые затруднения. Этим, очевидно, и объясняется то, что одной из задач багдадского посольства 922 г. к булгарам было разъяснение основ мусульманской религии.

Важность точных знаний предписаний шариата проистекала и из того обстоятельства, что Волжская Булгария была наиболее северной страной мусульманского мира и являлась распространителем ислама среди языческих народов региона. Под влиянием булгарских миссионеров ислам проник к башкирам, к некоторой части финно-угорских народов.

4 Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Учеб. пособие. – Казань, ТАРИХ, 2001 – 544 с.

Следствием активной пропаганды ислама явилось и то, что к XIII в. Булгария стала одной из самых мусульманизированных стран.

Булгарское богословие развивалось по следующим направлениям: сочинения теологического и религиозно-дидактического характера; трактаты, направленные против язычества, ереси; богословие, служившее религиозной просвещенности, обучению в начальных школах и миссионерству.

С X в. усиливается сбор и изучение хадисов – преданий о словах и делах пророка Мухаммада 5.

Многие сочинения булгарских богословов получили широкую известность на мусульманском Востоке. Неправомерно было бы все эти сочинения считать чисто религиозными. В них отражалась борьба канонического и обыденного ислама, разных течений в нем. Немало было в них стремления философского осмысления мира. Религиозно-дидактические произведения затрагивали морально-нравственные устои общества.

Профессиональные знания, науки достигли в Волжской Булгарии передового для своего времени уровня. Их развитие было связано, в первую очередь, с внутренними потребностями булгарского общества. Булгарские ученые писали свои научные трактаты на арабском языке, на языке науки мусульманского мира. И они были предназначены как для внутреннего ученого употребления, так и для всего мусульманского мира. Это способствовало распространению булгарских научных трактатов и развитию самой булгарской науки.

Наука в целом в Волжской Булгарии стала не только определенной областью знания, но и достигла заметных успехов. Об этом свидетельствует известность булгарских научных трудов в странах мусульманского Востока. Само развитие науки было своеобразным откликом Волжской Булгарии на Восточное Возрождение.

5 Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии X - начала XIII вв. – Казань, 1986 – 123с.

Булгарская литература домонгольского периода и ее характерные черты восстанавливаются далеко не в полном виде. Скудность литературных источников не следует рассматривать как следствие слабого развития литературы булгар. В истоках булгарской литературы лежит богатое поэтическое творчество, на основе которого формировались эстетические, этические воззрения народа, вырабатывались определенные формы повествования, структура стиха, развивался булгарский язык. В дальнейшем булгарский фольклор сопутствовал литературе, стал неисчерпаемым источником сюжетов, форм для булгарской художественной литературы.

Своим быстрым ростом булгарская литература, прежде всего, обязана высокому уровню развития и роли булгарского языка в обществе. Арабский язык был лишь языком науки и религии. Булгарский язык являлся и языком дипломатии.

Соединение устной речи с письменностью дало качественный скачок в формировании и развитии литературного языка и различных литературных жанров. Благодаря письменности булгары могли проявить и выразить себя, а также познакомиться с достижениями других народов. На основе письменности шлифовался, корректировался и сформировался общебулгарский литературный язык. Близость волжско-булгарского языка у другим тюркским языкам (кипчакскому, огузскому, уйгурскому) дала возможность взаимно обмениваться литературными достижениями.

Страницы: 1 2 3 4 5

феодальный Держава Великого Могола (XVII –XVIII вв.). Реформы шаха Акбара
Основатель Могольской империи Захиреддин Мухаммед Бабур перед смертью разделил свои владения между сыновьями, оставив основную территорию в Индии старшему- Хумаюн, приказав остальным подчиняться ему. Но Хумаюн не удержал отцовской власти и даже бежал из Индии в Иран. Незадолго до этого, в 1542 г. у него родился сын Акбар. В 1556 году 13 ...

«Социальный контракт». Правление лейбористов.
Среди идеологов нового курса выделялся Джеймс Каллаген,выдвинувший идею «социального контракта»-тесного договорного сотрудничества профсоюзов и правительства во имя «коренного и необратимого перераспределения власти и богатства в пользу рабочих». Джеймс Каллаген,несмотря на свое непосредственное участие в разработке прежнего курса,пров ...

Дать характеристику реформам 60-70гг. ХIХ в., показать их противоречивый характер
Конец 50-х - начало 60-х годов XIX в. стали переломным этапом в истории России, в том числе и Украины. В эти годы сложилась первая революционная. ситуация, со всей очевидностью показавшая невозможность дальнейшего сохранения господствовавших в течение многих веков феодально-крепостнических отношений, произошло падение крепостного права, ...