История » Северные торговые пути

Северные торговые пути
Страница 7

Но схожие моменты были не только в религиозных и культурных традициях. Известно, что древняя Ирландия имела пятичленное деление. Такое же деление на пятины встречается только еще в одном месте Европы – в Новгородской земле.

Сложная, многоярусная система власти в древней Ирландии больше всего напоминает нашу удельно-вечевую систему. Так же как в Древней Руси, объединению кельтских королевств очень мешала система наследования не по прямой линии от отца к сыну, а старшему в роду.

Интересны моменты, связанные с денежными системами. Древнерусское обозначение мехов и монет "куна" имеет кельтские параллели – галльские монеты в Паннонии назывались cunos. Нелишним будет заметить, что Норик долго был одним из центров чеканки кельтских монет. Еще одно из обозначений денег на Руси как "скот" также имеет кельтские параллели. Кстати сказать, в Ирландии скот так же как и на Руси выполнял функцию денег.

Помимо странствующих купцов, воинов и монахов, торговыми путями следовали и ремесленники в поисках заказов. Радиус их путешествий был от Дублина до Старой Ладоги, от Бирки до Волина и т.д. Благодаря этим путешествиям происходил живой обмен опытом, обмен технологиями и художественными приемами и традициями.

Кельты всегда легко перемещались из одного места в другое. Об этом свидетельствует тот факт, что одни и те же племена встречаются порой на расстоянии тысяч километров друг от друга. Так, вольков мы встречаем и в районе Пиренеев и на восточной окраине кельтского мира и даже в Малой Азии, нервов в Северном Причерноморье и на севере Франции, венетов, практически по всей Европе, включая островные кельтские королевства. Следует особенно остановиться на этом племени, которое наиболее сильно связано со славянами, и, более того, скорее всего, является их предками.

Могущественное племя венетов в Арморике было разгромлено войсками Юлия Цезаря. Остатки этого народа видимо частично переселились в Уэльс и Ирландию. Не исключено, что какая-то группа ушла к балтийским венетам, на территорию современной Польши, где в то время получила развитие сильно кельтизированная пшеворская археологическая культура, на базе которой впоследствии образовались собственно западнославянские племена. Интересно, что в V–VI вв. началась реиммиграция жителей Уэльса обратно в Арморику. Прокопий Кесарийский оставил нам наиболее позднее свидетельство представлений кельтов о путешествии в царство мертвых: "На побережье океана, окружающего Бретань, живут рыбаки – подданые франков, но они не платят им дани. Во время сна они слышат у своего дома голос, зовущий их, и им кажется, что у двери их возникает какой-то шум; они встают, видят иноземные суда, полные пассажиров, поднимаются на их борт и единым махом достигают Британии с помощью одного руля, в то время как с лишь с великим трудом, идя под всеми парусами, совершают эту поездку за один день и одну ночь на своих собственных кораблях.

Они высаживают там неведомых пассажиров, которых везли. Они слышат голоса тех, кто встречает их, не видя при этом ни одного человека, – те называют их имена, их племя, их родственников и условленные знаки; они слышат, как отвечают им пассажиры. Потом, тоже единым движением они возвращаются в свою страну, замечая, что судно их теперь избавилось от груза тех, кого они везли". Этот пассаж не только отражает языческие представления бретонцев, но и тот факт, что мертвые отправляются именно на прежнюю родину жителей Арморики.

Интересно, что родичами англосаксов, захвативших в раннее средневековье власть над Британией, Беда Достопочтенный считает ругинов. Вместе с тем этот народ принимал участие и в завоеваниях этого острова. А, как уже не вызывает сомнения, лугии, ругии, руги, руяне названия одного и того же славянского племени. "Опираясь на археологические данные, мы можем считать лугиев такими же предками славян, как и венедов…" Вместе с тем в III в. н.э. в центре Ирландии проживали племена со схожими названиями – лагины и лугины, а на юге племя вениев. Все это говорит о древнейших связях славян не только с континентальными кельтами, но и островными, в частности, с Ирландией.

Кстати сказать, эстонцы и финны до сих пор называют русских венетами, что также наводит на мысль о кельтских параллелях.

Эта тема, конечно, требует отдельного исследования, но этот краткий исторический экскурс показывает насколько тесными в период раннего средневековья, задолго до эпохи викингов, были связи западных и, впоследствии восточных с традициями островных кельтов и, более того, существовало единое культурное пространство, охватывающее Ирландию, Уэльс, Бретань и славянские земли, особенно прилежащие к Балтийскому морю, и пути "из варяг в греки" и "из варяг в арабы". Создатели этих торговых путей ирландцы, валлийцы, бретонцы, фризы и славяне не только обменивались товарами, но и духовными и культурными достижениями.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Слово «Рутения».
«Столицей Рутении, Южной (!), - читаем мы в одной из итальянских газет,- был тысячу лет тому назад Киев. В X и XI веках Рутения представляла собой сильное государство .» Не только в X веке, но даже и в XX веке имя «Рутения» в России неизвестно; вы его не найдете - как не найдете и слова «рутен» ни в вышеприведенном словаре Даля, ни в со ...

Особенности развития российского капитализма
Российская промышленность полностью находилась под контролем государства и развивалась в зависимости от стратегических задач правительства. С помощью государственных средств регулировался курс ценных бумаг, наиболее перспективным предприятиям предоставлялись субсидии, им гарантировались казённые заказы, определённая прибыль, рынки сбыта ...

Польская культура в XVI – первой половине XVII вв
Какую бы область польской культуры XVI века мы ни взяли, всюду заплетен подъем и активное участие поляков в общеевропейских культурных движениях эпохи зрелого Возрождения и Реформации. Особенностями Ренессанса в Польше было сравнительно позднее вступление Польши в эту полосу культурного развития; обретение им почвы преимущественно в шл ...